Инвестиционные режимы в Казахстане: Как получить льготы и государственную поддержку для бизнеса?
В современном бизнесе уверенность – это результат точных решений, продуманной стратегии и надёжных партнёров,. Наша команда Fortune Partners, специализирующаяся на сопровождении и структурировании бизнеса, помогает действовать уверенно в условиях неопределённости, выстраивая правовые реконструкции и анализируя риски до того, как они станут проблемой.
Настоящий обзор подготовлен на основе материалов вебинара, проведённого менеджером юридической практики Асель Искаковой.
Имея 13-летний опыт юридической практики в Казахстане, она специализируется на услугах сопровождения и структурирования бизнеса для получения государственных преференций и льгот. В частности, она участвовала в разработке нормативных правовых документов, включая правила "одного окна" для инвесторов совместно с "Казахинвест", а также в разработке закона об экспортно-кредитном агентстве с "Казахэкспорт".
На вебинаре были рассмотрены вопросы правового фундамента поддержки бизнеса, ключевые инвестиционные режимы (СЭЗ, инвестконтракты, Astana Hub, МФЦА), типичные ошибки при подаче документов на на получение государственных льгот и формы структурирования бизнеса для эффективного использования преференций.
1. Правовой Фундамент и Цели Национальной Политики
Фундаментом, определяющим механизмы и виды государственной поддержки бизнеса в Республике Казахстан, является Предпринимательский кодекс. Государственная поддержка исходит из Национальной инвестиционной политики, заложенной Правительством РК, которая до 2029 года ставит целью уход от сырьевой модели развития, с большим акцентом на цифровизацию и поддержку частного предпринимательства,.
2. Специальные Экономические и Индустриальные Зоны (СЭЗ и ИЗ)
СЭЗ и ИЗ являются ключевым инструментом, через который государство стимулирует предпринимательство, и представляют собой инвестиционный режим с территориальной привязкой.
Цели и Преимущества СЭЗ: Целью специальных экономических зон является привлечение прямых инвестиций для создания высокопроизводительных и конкурентоспособных производств. Участники СЭЗ получают существенные налоговые льготы, включая освобождение от уплаты корпоративного подоходного налога (КПН), налога на добавленную стоимость (НДС), земельного налога и налога на имущество, а также ряд таможенных льгот.
Сроки и Управление:
• СЭЗ создаются на срок до двадцати пяти лет с возможностью пролонгации по законодательству.
• Индустриальные зоны создаются на срок до 20 лет.
• На территории СЭЗ и ИЗ действуют управляющие компании, которые ведут реестр участников, обеспечивают жизнедеятельность зоны и взаимодействуют с национальным институтом развития "KazIndustry", который консолидирует информацию о субъектах и используемых льготах.
Условия участия: Для включения в перечень участников СЭЗ или ИЗ необходимо подать заявку, приложить бизнес-план (описывающий технологический процесс) и технико-экономическое обоснование (ТЭО). Важно, чтобы ваш проект соответствовал Перечню приоритетных видов деятельности, установленному для конкретной зоны.
3. Инвестиционные Проекты и Контракты
Инвестиционные проекты в РК регулируются Предпринимательским кодексом и делятся на три вида:
1. Инвестиционный проект: Предусматривает инвестиции в создание, расширение или обновление производств.
2. Инвестиционный приоритетный проект: Соответствует приоритетным видам деятельности, утверждаемым государством.
3. Специальный инвестиционный проект: Осуществляется в приоритетных отраслях, предусматривает создание новых производств с современными технологиями и получает расширенный пакет государственной поддержки.
Виды Инвестиционных Контрактов: Для получения господдержки инвестор должен заключить контракт,:
|
Вид Контракта |
Оператор / Ведомство |
Объем Инвестиций (Примерно) |
Основные Преференции |
|
Инвестиционный контракт (ИК) |
Комитет по инвестициям (Коминвест) |
Порядка 2 млн МРП (около 7 млрд тенге) |
Снижение КПН, земельного налога, налога на имущество, освобождение от таможенных пошлин, натурный грант (земельный участок). |
|
Специальный инвестиционный контракт (СИК) |
Министерство промышленности и строительства (МПС) |
Порядка 3 млн МРП (около 11 млрд тенге) |
Расширенный пакет мер поддержки. |
|
Соглашение об инвестициях |
KazakhInvest (Task Force) |
Не менее 7,5 млн МРП (около 27 млрд тенге) |
Предназначен для крупных проектов или контрактов с иностранными правительствами, предусматривает "зеленый коридор" для ускоренного согласования. |
Учет Затрат и Отчетность:
• Затраты, уже произведенные инвестором, могут быть учтены при подаче заявки, если они были осуществлены за период до 24 месяцев до даты подачи заявления,.
• Критически важно: необходимо вести раздельный налоговый учет по деятельности, осуществляемой в рамках инвестконтракта, и по другим направлениям бизнеса. Несоблюдение этого требования (например, осуществление второстепенной деятельности, не заявленной в бизнес-плане) может привести к отказу в льготах и доначислению штрафных санкций за предыдущие периоды.
4. Поддержка Инноваций (Astana Hub и МФЦА)
Для поддержки IT-сектора и привлечения международного капитала созданы специализированные режимы:
Astana Hub: Это международный технопарк IT-стартапов и оператор национальной инновационной системы. Astana Hub предлагает уникальные возможности, часто привлекательнее, чем в СЭЗ, при условии, что деятельность имеет обязательную информационную составляющую и соответствует Перечню приоритетных видов деятельности.
Ключевые льготы Astana Hub:
• Налоговые преференции (освобождение от КПН, НДС).
• Участие в инкубационных и акселерационных программах.
• Упрощённый порядок привлечения иностранных специалистов.
5. Международный Финансовый Центр «Астана» (МФЦА): МФЦА — это правовой, финансовый и инвестиционный режим, который работает по принципам права Англии и Уэльса, что обеспечивает дополнительные гарантии защиты капитала, особенно для иностранных инвесторов. Льготы в МФЦА получают компании, зарегистрированные и имеющие лицензии в МФЦА, а также осуществляющие виды деятельности, обслуживающие его участников.
6. Типичные Ошибки и Рекомендации по Структурированию бизнеса
На практике инвесторы сталкиваются с частыми причинами отказа в государственной поддержке:
• Неполный пакет документов или предоставление недостоверной информации.
• Наличие недоимок или пеней по налогам и обязательным платежам.
• Отсутствие документов, подтверждающих полномочия представителя. Например, смена директора, не отражённая в системе (Реестре инвесторов или Национальной цифровой инвестиционной платформе), может привести к отказу,.
• Несоблюдение требований к структуре бизнес-плана (слишком много или, наоборот, недостаточно консолидированной информации, не соответствующей форме, указанной в правилах).
• Несоответствие заявленного вида деятельности Перечню приоритетных видов деятельности выбранного режима.
• Неустранение выявленных замечаний в установленные сроки.
6. Рекомендации по эффективному структурированию:
Льготы, предоставляемые разными режимами (например, МФЦА и инвестконтрактом), не суммируются. Для максимальной эффективности и безопасности проекта рекомендуется разграничивать виды деятельности в рамках группы компаний.
Например, можно создать управляющую компанию в МФЦА для привлечения финансирования и управления, а производственную компанию разместить в СЭЗ или ИЗ, чтобы она получала налоговые льготы, занимаясь при этом только тем приоритетным видом деятельности, который соответствует режиму СЭЗ. В этом случае обязательно ведение раздельного налогового учета по всем направлениям бизнеса.
Нарушение обязательств по инвестконтрактам, особенно в части несоблюдения KPI, которые теперь активно отслеживаются государством (с 2026 года вводится усиленный механизм контроля эффективности), может привести к одностороннему расторжению контракта и исключению из инвестиционного режима, а также к доначислению налогов и штрафов.
По всем интересующим вопросам по данной теме обращаться по контактам ниже:
Асель Искакова
Менеджер юридической практики Fortune Partners
моб: +77054462896
e-mail: a.iskakova@fortunepartners.kz