Image

Инвестиционные режимы в Казахстане: Как получить льготы и государственную поддержку для бизнеса?

В современном бизнесе уверенность – это результат точных решений, продуманной стратегии и надёжных партнёров,. Наша команда Fortune Partners, специализирующаяся на сопровождении и структурировании бизнеса, помогает действовать уверенно в условиях неопределённости, выстраивая правовые реконструкции и анализируя риски до того, как они станут проблемой.

Настоящий обзор подготовлен на основе материалов вебинара, проведённого менеджером юридической практики Асель Искаковой.

Имея 13-летний опыт юридической практики в Казахстане, она специализируется на услугах сопровождения и структурирования бизнеса для получения государственных преференций и льгот. В частности, она участвовала в разработке нормативных правовых документов, включая правила "одного окна" для инвесторов совместно с "Казахинвест", а также в разработке закона об экспортно-кредитном агентстве с "Казахэкспорт".

На вебинаре были рассмотрены вопросы правового фундамента поддержки бизнеса, ключевые инвестиционные режимы (СЭЗ, инвестконтракты, Astana Hub, МФЦА), типичные ошибки при подаче документов на на получение государственных льгот и формы структурирования бизнеса для эффективного использования преференций.


1. Правовой Фундамент и Цели Национальной Политики

Фундаментом, определяющим механизмы и виды государственной поддержки бизнеса в Республике Казахстан, является Предпринимательский кодекс. Государственная поддержка исходит из Национальной инвестиционной политики, заложенной Правительством РК, которая до 2029 года ставит целью уход от сырьевой модели развития, с большим акцентом на цифровизацию и поддержку частного предпринимательства,.


2. Специальные Экономические и Индустриальные Зоны (СЭЗ и ИЗ)

СЭЗ и ИЗ являются ключевым инструментом, через который государство стимулирует предпринимательство, и представляют собой инвестиционный режим с территориальной привязкой.

Цели и Преимущества СЭЗ: Целью специальных экономических зон является привлечение прямых инвестиций для создания высокопроизводительных и конкурентоспособных производств. Участники СЭЗ получают существенные налоговые льготы, включая освобождение от уплаты корпоративного подоходного налога (КПН), налога на добавленную стоимость (НДС), земельного налога и налога на имущество, а также ряд таможенных льгот.

Сроки и Управление:

• СЭЗ создаются на срок до двадцати пяти лет с возможностью пролонгации по законодательству.

• Индустриальные зоны создаются на срок до 20 лет.

• На территории СЭЗ и ИЗ действуют управляющие компании, которые ведут реестр участников, обеспечивают жизнедеятельность зоны и взаимодействуют с национальным институтом развития "KazIndustry", который консолидирует информацию о субъектах и используемых льготах.

Условия участия: Для включения в перечень участников СЭЗ или ИЗ необходимо подать заявку, приложить бизнес-план (описывающий технологический процесс) и технико-экономическое обоснование (ТЭО). Важно, чтобы ваш проект соответствовал Перечню приоритетных видов деятельности, установленному для конкретной зоны.

3. Инвестиционные Проекты и Контракты

Инвестиционные проекты в РК регулируются Предпринимательским кодексом и делятся на три вида:

1. Инвестиционный проект: Предусматривает инвестиции в создание, расширение или обновление производств.

2. Инвестиционный приоритетный проект: Соответствует приоритетным видам деятельности, утверждаемым государством.

3. Специальный инвестиционный проект: Осуществляется в приоритетных отраслях, предусматривает создание новых производств с современными технологиями и получает расширенный пакет государственной поддержки.

Виды Инвестиционных Контрактов: Для получения господдержки инвестор должен заключить контракт,:

Вид Контракта

Оператор / Ведомство

Объем Инвестиций (Примерно)


Основные Преференции

Инвестиционный контракт (ИК)

Комитет по инвестициям (Коминвест)

Порядка 2 млн МРП (около 7 млрд тенге)

Снижение КПН, земельного налога, налога на имущество, освобождение от таможенных пошлин, натурный грант (земельный участок).

Специальный инвестиционный контракт (СИК)

Министерство промышленности и строительства (МПС)

Порядка 3 млн МРП (около 11 млрд тенге)

Расширенный пакет мер поддержки.

Соглашение об инвестициях

KazakhInvest (Task Force)

Не менее 7,5 млн МРП (около 27 млрд тенге)

Предназначен для крупных проектов или контрактов с иностранными правительствами, предусматривает "зеленый коридор" для ускоренного согласования.


Учет Затрат и Отчетность:

• Затраты, уже произведенные инвестором, могут быть учтены при подаче заявки, если они были осуществлены за период до 24 месяцев до даты подачи заявления,.

• Критически важно: необходимо вести раздельный налоговый учет по деятельности, осуществляемой в рамках инвестконтракта, и по другим направлениям бизнеса. Несоблюдение этого требования (например, осуществление второстепенной деятельности, не заявленной в бизнес-плане) может привести к отказу в льготах и доначислению штрафных санкций за предыдущие периоды.


4. Поддержка Инноваций (Astana Hub и МФЦА)

Для поддержки IT-сектора и привлечения международного капитала созданы специализированные режимы:

Astana Hub: Это международный технопарк IT-стартапов и оператор национальной инновационной системы. Astana Hub предлагает уникальные возможности, часто привлекательнее, чем в СЭЗ, при условии, что деятельность имеет обязательную информационную составляющую и соответствует Перечню приоритетных видов деятельности.

Ключевые льготы Astana Hub:

• Налоговые преференции (освобождение от КПН, НДС).

• Участие в инкубационных и акселерационных программах.

• Упрощённый порядок привлечения иностранных специалистов.


5. Международный Финансовый Центр «Астана» (МФЦА): МФЦА — это правовой, финансовый и инвестиционный режим, который работает по принципам права Англии и Уэльса, что обеспечивает дополнительные гарантии защиты капитала, особенно для иностранных инвесторов. Льготы в МФЦА получают компании, зарегистрированные и имеющие лицензии в МФЦА, а также осуществляющие виды деятельности, обслуживающие его участников.


6. Типичные Ошибки и Рекомендации по Структурированию бизнеса

На практике инвесторы сталкиваются с частыми причинами отказа в государственной поддержке:

• Неполный пакет документов или предоставление недостоверной информации.

• Наличие недоимок или пеней по налогам и обязательным платежам.

• Отсутствие документов, подтверждающих полномочия представителя. Например, смена директора, не отражённая в системе (Реестре инвесторов или Национальной цифровой инвестиционной платформе), может привести к отказу,.

• Несоблюдение требований к структуре бизнес-плана (слишком много или, наоборот, недостаточно консолидированной информации, не соответствующей форме, указанной в правилах).

• Несоответствие заявленного вида деятельности Перечню приоритетных видов деятельности выбранного режима.

• Неустранение выявленных замечаний в установленные сроки.


6. Рекомендации по эффективному структурированию: 

Льготы, предоставляемые разными режимами (например, МФЦА и инвестконтрактом), не суммируются. Для максимальной эффективности и безопасности проекта рекомендуется разграничивать виды деятельности в рамках группы компаний.

Например, можно создать управляющую компанию в МФЦА для привлечения финансирования и управления, а производственную компанию разместить в СЭЗ или ИЗ, чтобы она получала налоговые льготы, занимаясь при этом только тем приоритетным видом деятельности, который соответствует режиму СЭЗ. В этом случае обязательно ведение раздельного налогового учета по всем направлениям бизнеса.

Нарушение обязательств по инвестконтрактам, особенно в части несоблюдения KPI, которые теперь активно отслеживаются государством (с 2026 года вводится усиленный механизм контроля эффективности), может привести к одностороннему расторжению контракта и исключению из инвестиционного режима, а также к доначислению налогов и штрафов.


По всем интересующим вопросам по данной теме обращаться по контактам ниже:

Асель Искакова

Менеджер юридической практики Fortune Partners

моб: +77054462896

e-mail: a.iskakova@fortunepartners.kz