Новости Fortune Partners

Закупки в сфере квазигосударственного сектора и АППК

Экспертное мнение
Наверняка, каждый предприниматель средних размеров сталкивается с закупками компаний группы “Самрук Казына” (СК) (справочно: на сегодняшний день в группу компаний АО СК входит 279 компаний). Часто закупки проходят шаблонно ввиду урегулированности гос правилами. Соответственно, возникает вопрос где и как судиться, если что-то пошло не так.

С момента принятия АППК, споры в сфере государственных закупок, возникающие в процессе выбора поставщика и заключения с ним договора о государственных закупках, перешли в категорию дел, подсудных СМАС.

Однако, не все так однозначно с закупками в сфере квазигосударственного сектора. Так, анализируя, судебные решения мы приходим к выводу, что решающим фактором стало принятие Закона «О закупках отдельных субъектов квазигосударственного сектора», который вступил в силу с 1 января 2022 г. (Закон).

Так, к примеру, в деле № 6001-21-00-6ап/480, от 30.06.2022 г. коллегия СКАД ВС признала, что Приказ ТОО «Самрук-Казына Контракт» (СКК) о включении потенциального поставщика в перечень ненадежных поставщиков Холдинга не является административным актом, так как СКК не является административным органом. Более того, взаимоотношения между заказчиком и потенциальным поставщиком носят частно-правовой характер. Тут важно отметить, что иск был подан до вступления Закона в силу.

Двумя годами позже в деле 6001-23-00-6ап/3262 СКАД ВС от 28 июня 2024 г. оставил в силе судебные акты, где суды пришли к выводу, что заказчик - национальная компания, являясь субъектом квазигосударственного сектора, реализует в отношении участников тендера административно-властные полномочия. В этой связи, протокол итогов закупок национальной компании является административным актом.

Таким образом, ввиду отсутствия отдельного нормативного постановления Верховного суда РК (НП ВС) или специальных положений для закупок в сфере квазигосударственного сектора в НП ВС № 4 полагаем, что вопрос подсудности споров по квазигосударственным закупкам разрешается согласно НП ВС № 4 следующим образом:

  • споры, касательно выбора поставщика и заключения договора о закупках рассматриваются в рамках АППК;
  • споры, вытекающие из договора о закупках рассматриваются в гражданском судопроизводстве.

Негативные последствия таких споров: включение в список ненадежных поставщиков на срок до 2х лет, что автоматически дает запрет на участие в закупках Самрук Казына, а также взыскание пеней, штрафов и неустоек.
В связи с чем, компаниям-поставщикам рекомендуем:

  • придерживаться сроков, установленных законодательством, а именно: при оспаривании процедуры закупок потенциальный поставщик вправе обжаловать действия (бездействия) заказчика до момента вскрытия заявок/ ценовых предложений, либо обжаловать протокол об итогах закупок в течение 2 рабочих дней после его опубликования.

  • На этапе исполнения договорных обязательств, важно руководствоваться заключенным договором и при возникновении спора обжаловать в рамках гражданского процессуального кодекса, опираясь на нормы ГК РК. Чаще всего в данном случае заказчики инициируют подачу иска в гражданский суд по причине пропуска срока поставки товара или же оказания услуги/ выполнения работы, а также ввиду несоответствия ТРУ (товаров/ работ/ услуг) технической спецификации. Это обусловлено тем, что Законом установлена обязанность заказчика обратиться с иском в суд в 30 дневный срок с момента, когда заказчику стало известно о нарушении со стороны поставщика. В случае несогласия с иском, рекомендуем подавать встречный иск, так как при обжаловании в последующих (апелляционной и кассационной) инстанциях отсутствие встречного иска рассматривается судом как процессуальное упущение самого поставщика.