62% — это процент удовлетворяемости исков бизнеса и населения в спорах с государственными органами в настоящее время, включая налоговые споры. Такие преимущества возникли вследствие судебной реформы и введения Административного процедурно-процессуального кодекса (АППК). До них это показатель составлял 15%.
Однако несмотря на эти положительные изменения, на практике возврат НДС по-прежнему вызывает серьезные сложности, отчасти из-за действий самих налоговых органов.
По закону налогоплательщик имеет право на возврат НДС при постоянном экспорте, подтверждении банками такого экспорта получением валютной выручки, подтверждении пересечения границы товара таможенными органами, отсутствии нарушений со стороны непосредственных поставщиков. Однако несмотря на наличие таких фактов, экспортеры не всегда получают возврат превышения НДС.600 миллиардов тенге — это сумма приостановленного налоговыми органами возврата НДС, по данным главы государства, озвученным на расширенном заседании правительства 7 февраля 2024 года. Такая ситуация фактически лишает бизнес оборотных средств. Выходит, бюджетные проблемы государства решаются за счет бизнеса. Бывают и случаи, когда из-за отказа или задержки в возврате НДС налогоплательщики, не получив положенные по закону средства от государства, вынуждены брать кредиты в банках и платить за них значительные проценты.
Суды, руководствуясь АППК, часто выносят решения в пользу бизнеса. В то же время налоговые органы не только приостанавливают возврат НДС, но и продолжают оспаривать решения судов, даже когда их позиции явно проигрышны. В результате компании вынуждены вести судебные тяжбы, требуя признания незаконными уведомлений о результатах налоговых проверок и обязывая налоговые органы вернуть НДС.
На практике спор по возврату НДС занимает более года. И даже когда судебные разбирательства выходят на финишную прямую, итоговое постановление Верховного суда зачастую не является точкой в вопросе фактического возврата НДС. Налоговые органы, даже после проигранного суда, создают формальные преграды для фактического возврата НДС и по-своему толкуют судебные акты.
В ряде решений суды выносят решения с формулировкой: «Завершить ранее начатую административную процедуру (налоговую проверку по возврату НДС) с учетом правовой позиции суда». По факту это означает защиту интересов бизнеса, так как суд указывает на все ошибки государственного органа. Однако налоговые органы трактуют это как возможность проведения новой проверки «с нуля», что создает риск выявления новых оснований для отказа в возврате НДС и затягивает процесс возврата. В итоге возникает замкнутый круг: вместо оперативного возврата НДС, заложенного положениями Налогового кодекса, бизнес сталкивается с новыми барьерами в виде повторных проверок.
В итоге на стадии исполнения судебных актов бизнесу приходится доказывать и обосновывать налоговым органам, как они должны исполнять решения судов, что снова влечет затягивание процесса возврата НДС. В некоторых случаях вновь приходится прибегать к помощи судов в рамках контроля исполнения судебных актов.
Некоторые департаменты государственных доходов (ДГД) и вовсе предлагают компаниям, выигравшим суды, отозвать свои иски и жалобы, а также прекратить деятельность в регионе.
В сложившейся ситуации возникает вопрос: если механизм возврата НДС плохо работает или в ряде случаев вообще не работает, не пора ли пересмотреть саму процедуру? Возможно, целесообразнее предусмотреть зачет НДС против других налогов, таких как корпоративный подоходный налог, что позволило бы снизить нагрузку на бизнес.
В конечном итоге, если решения судов не будут исполняться, это приведет к обесцениванию работы судей и разочарованию инвесторов в налоговой политике Казахстана. А для страны, стремящейся привлечь инвестиции, это может обернуться серьезными экономическими последствиями.
Однако несмотря на эти положительные изменения, на практике возврат НДС по-прежнему вызывает серьезные сложности, отчасти из-за действий самих налоговых органов.
По закону налогоплательщик имеет право на возврат НДС при постоянном экспорте, подтверждении банками такого экспорта получением валютной выручки, подтверждении пересечения границы товара таможенными органами, отсутствии нарушений со стороны непосредственных поставщиков. Однако несмотря на наличие таких фактов, экспортеры не всегда получают возврат превышения НДС.600 миллиардов тенге — это сумма приостановленного налоговыми органами возврата НДС, по данным главы государства, озвученным на расширенном заседании правительства 7 февраля 2024 года. Такая ситуация фактически лишает бизнес оборотных средств. Выходит, бюджетные проблемы государства решаются за счет бизнеса. Бывают и случаи, когда из-за отказа или задержки в возврате НДС налогоплательщики, не получив положенные по закону средства от государства, вынуждены брать кредиты в банках и платить за них значительные проценты.
Суды, руководствуясь АППК, часто выносят решения в пользу бизнеса. В то же время налоговые органы не только приостанавливают возврат НДС, но и продолжают оспаривать решения судов, даже когда их позиции явно проигрышны. В результате компании вынуждены вести судебные тяжбы, требуя признания незаконными уведомлений о результатах налоговых проверок и обязывая налоговые органы вернуть НДС.
На практике спор по возврату НДС занимает более года. И даже когда судебные разбирательства выходят на финишную прямую, итоговое постановление Верховного суда зачастую не является точкой в вопросе фактического возврата НДС. Налоговые органы, даже после проигранного суда, создают формальные преграды для фактического возврата НДС и по-своему толкуют судебные акты.
В ряде решений суды выносят решения с формулировкой: «Завершить ранее начатую административную процедуру (налоговую проверку по возврату НДС) с учетом правовой позиции суда». По факту это означает защиту интересов бизнеса, так как суд указывает на все ошибки государственного органа. Однако налоговые органы трактуют это как возможность проведения новой проверки «с нуля», что создает риск выявления новых оснований для отказа в возврате НДС и затягивает процесс возврата. В итоге возникает замкнутый круг: вместо оперативного возврата НДС, заложенного положениями Налогового кодекса, бизнес сталкивается с новыми барьерами в виде повторных проверок.
В итоге на стадии исполнения судебных актов бизнесу приходится доказывать и обосновывать налоговым органам, как они должны исполнять решения судов, что снова влечет затягивание процесса возврата НДС. В некоторых случаях вновь приходится прибегать к помощи судов в рамках контроля исполнения судебных актов.
Некоторые департаменты государственных доходов (ДГД) и вовсе предлагают компаниям, выигравшим суды, отозвать свои иски и жалобы, а также прекратить деятельность в регионе.
В сложившейся ситуации возникает вопрос: если механизм возврата НДС плохо работает или в ряде случаев вообще не работает, не пора ли пересмотреть саму процедуру? Возможно, целесообразнее предусмотреть зачет НДС против других налогов, таких как корпоративный подоходный налог, что позволило бы снизить нагрузку на бизнес.
В конечном итоге, если решения судов не будут исполняться, это приведет к обесцениванию работы судей и разочарованию инвесторов в налоговой политике Казахстана. А для страны, стремящейся привлечь инвестиции, это может обернуться серьезными экономическими последствиями.