Новости Fortune Partners

Государственные закупки квазигосударственного сектора и АППК

2025-01-09 18:28
Каждый средний предприниматель, вероятно, сталкивался с закупочными процессами компаний группы "Самрук-Казына" (СК) (на сегодня в группу СК входят 279 компаний). Часто такие закупки проводятся по шаблону, так как регулируются государственными правилами. В связи с этим возникает вопрос: где и как решать споры, если что-то пошло не так?

С момента принятия Административного процедурно-процессуального кодекса (АППК) споры в сфере государственных закупок, возникающие при выборе поставщика и заключении договора о госзакупках, относятся к юрисдикции административного суда.

Однако ситуация усложняется, когда речь идет о закупках в квазигосударственном секторе. Например, анализ судебных решений показывает, что ключевым фактором стало принятие Закона "О закупках отдельными субъектами квазигосударственного сектора", вступившего в силу 1 января 2022 года (далее – Закон).

Примеры судебной практики

  1. Дело № 6001-21-00-6ап/480 от 30 июня 2022 года.
  2. Судебная коллегия Верховного Суда РК (СКАД) признала, что распоряжение ТОО "Самрук-Казына Контракт" (СКК) о включении потенциального поставщика в реестр ненадежных поставщиков не является административным актом, так как СКК не является административным органом. Более того, отношения между заказчиком и поставщиком носят характер частного права. Отметим, что иск был подан до вступления Закона в силу.
  3. Дело № 6001-23-00-6ап/3262 от 28 июня 2024 года.
  4. СКАД Верховного Суда поддержала решения судов, где было установлено, что национальная компания, будучи субъектом квазигосударственного сектора, обладает административными полномочиями в отношении участников тендера. В связи с этим протокол результатов закупок национальной компании признается административным актом.

Юрисдикция споров

В отсутствие конкретного нормативного постановления Верховного Суда РК (НПВС) или специальных положений для закупок квазигосударственного сектора в НПВС № 4 предполагается следующее:

  • Споры о выборе поставщика и заключении договора рассматриваются в рамках АППК.
  • Споры, возникающие из договора о закупках, рассматриваются в порядке гражданского судопроизводства.

Негативные последствия

  • Включение в список ненадежных поставщиков сроком до 2 лет, что автоматически запрещает участие в закупках "Самрук-Казына".
  • Начисление штрафов, пеней и возмещение убытков.

Рекомендации для поставщиков

  1. Соблюдайте сроки, установленные законодательством:

  • Оспорить действия (бездействие) заказчика можно до момента вскрытия ценовых предложений.
  • Обжаловать протокол результатов закупок следует в течение 2 рабочих дней после его публикации.

  1. Выполнение договорных обязательств:

  • Руководствуйтесь условиями заключенного договора.
  • В случае спора подавайте иск в рамках Гражданского процессуального кодекса, ссылаясь на нормы Гражданского кодекса РК.

  1. При судебных разбирательствах:

  • Часто заказчики инициируют иск в гражданский суд из-за нарушения сроков поставки, несоответствия товаров/услуг техническим требованиям и пр.
  • Закон обязывает заказчика подать иск в течение 30 дней с момента выявления нарушения.
  • Если вы не согласны с иском, подавайте встречный иск, так как его отсутствие будет расценено судом как процессуальная упущенность.

Итог: Споры в сфере закупок квазигосударственного сектора требуют четкого соблюдения процедур, установленных законодательством. Поставщикам важно не только реагировать оперативно, но и понимать особенности юрисдикции для успешной защиты своих интересов.